Разработка оболочки электронного учебника с мультимедийными приложениями

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

  1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК: ЧТО ЭТО?
  2. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК.
  3. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ. ЗАДАЧИ

Первый блок

Второй блок

Ход работы

4. ЛИТЕРАТУРА

Введение.

Темой и целью моего дипломного проекта является разработка оболочки электронного учебника с мультимедийными приложениями. Разрабатываемая программа предполагает устранить проблему нехватки современного учебного оборудования, материалов и средств, развитие дистанционного обучения – создание электронного учебника. Электронных учебников существует немало, но, в основном, они представляют однотипный текст, в лучшем случае, текст с небольшим количеством простых картинок.

1.Мультимедийный учебник: что это?

Термин мультимедиа звучит следующим образом:

“МУЛЬТИМЕДИА (англ. multimedia от лат. multum много и media, medium средоточие; средства), электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.).”

"Мультимедиа" в современном понимании означает компьютерную технологию, использующую для представления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видео изображения в любых сочетаниях. Соответственно "мультимедийный учебник" - это учебник, при создании которого используется компьютерная технология МУЛЬТИМЕДИА, то есть технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации. Это определение не противоречит терминам "обучающая программа" и "электронный учебник", хотя последний, строго говоря, может и не быть мультимедийным ( то есть в этом учебнике может быть использована только технология обработки текста).

Большинство мультимедийных учебников организованы с использованием гипертекстовых технологий (технология, обеспечивающая поиск заданных тем в текстовых массивах. Поиск обеспечивается включением в тексты специальных указателей, называемых гипертекстовыми ссылками - это слова или фразы в документе, которые, будучи выбраны читающим, вызывают переход в другой документ и вывод его на экран).

Применение технологии гипертекста при создании мультимедийного учебника дает ряд преимуществ перед другими технологиями (например, традиционным учебником на бумажном носителе или электронным учебником, построенным линейно):

  1. Использование мультимедийных возможностей: музыкального или дикторского оформления, анимации, графических вставок, видео клипов, слайд-шоу и т.п.
  2. Наличие разветвленной структуры гиперссылок (на определения, термины, пояснения). Гиперссылки позволяют получить пояснение, определение, дополнительную информацию по ходу прочтения учебного материала, при этом быстро вернуться к основному тексту.
  3. Наличие системы управления структурой - преподаватель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала, что позволяет использовать один и тот же учебный материал для разной аудитории, для различных видов учебной деятельности или просто как справочную систему.
  4. Наличия системы контроля знаний, интегрированной в электронный учебник или учебное пособие, которая позволяет осуществить контроль с мгновенным результатом в виде исправлений или готовой оценки за выполненное упражнение.

В мультимедийном учебнике нужно максимально использовать возможности мультимедиа: слайд-шоу, мультфильм (простой или интерактивный), озвученное видео. Основное достоинство мультимедиа как раз и состоит в том, что восприятие нового учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимация), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определенный, можно сказать даже заданный, эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.

2.Электронный учебник.

На сегодняшний день существует два основных направления проектирования компьютерных методических пособий: INTERNET-технологии и CASE-технологии. Учебник, реализованный средствами Internet-технологии, представляет собой гипертекстовый документ. Реализуется он с помощью языков HTML (Hyper Text Markup Language) и Java и распространяется по сети (Internet или Intranet). При использовании case-технологии учебник реализуется как отдельная программа на обычных языках программирования.

Чем же так привлекают электронные учебники современных преподавателей и студентов? Знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и тем самым обеспечивать высокий уровень подготовки. Кроме этого важными достоинствами, присущими электронным учебникам являются:

 

3.Структура системы. Задачи.

 

Оболочка электронного учебника состоит из двух блоков.

Первый блок “Администратор”- должен быть доступен только для администратора (преподавателя), который имеет право вводить, редактировать материал, просматривать интересующую его информацию т.е. имеет доступ от “корки до корки” этого учебника.

Второй блок предназначен для “Пользователей” (студентов), которые могут изучать предоставленный им материал и закреплять свои знания предоставленными методами. Этот блок будет взаимодействовать с тестирующей частью системы, разрабатываемой Карпухиной С.В. студенткой гр.ГИП-101.

Ход работы.

При входе в систему открывается окно:

Как в любой системе при входе в нее все начинается с аутентификации пользователя- ввод логина и пароля, определяется статус пользователя при необходимости можно зарегистрироваться, введя фамилию, имя, отчество, логин, пароль, группу, статус.

 

 

После входа в систему пользователь может пользоваться всеми предлагаемыми ссылками, главами, заданиями, тестами и т.д. Система должна иметь возможность при последующем открытии возвращаться на то место, где был оставлен курсор. После изучения материала и проверки полученных знаний заданиями и тестами система должна иметь возможность выдавать рекомендации и советы на повторение слабо изученных глав.

При входе в систему администратора становится активной ссылка “администратор” и появляется окно:

 

 

Планируется разработать систему контроля пользователя, т.е. администратор без ведома пользователя имеет право просматривать все действия пользователя. Например: проследить за тем, сколько глав или разделов было прочитано пользователем, а так же по результатам тестов отслеживать плохо изученные главы (разделы).

Будет разработана база данных пользователей, база данных, база знаний. Система будет иметь возможность вести статистику посещаемости учебника, вести учет самых часто посещаемых разделов. Преподаватель будет отслеживать успеваемость в связи с чем будет формироваться рейтинг и выдаваться отчеты.

Литература.

1. Концепция мультимедийного учебника Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов Мультимедиа-издательство "Клио Софт", Москва, Россия

2. Мультимедиа в образовании Христочевский С.А. Институт Проблем Информатики РАН

3. Антонова Т. C., Батаева Т. В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век"

4. Особенности построения мультимедийного электронного учебника А.С. Рыбин, Д.А. Невесенко, Ю.В. Васильков Ярославский государственный технический университет

5. Мультимедийный электронный учебник “Электроизмерительные приборы” Разработчики: студентки О.В.Канышкина, Е.Б.Корец, О.С.Костюнина

Научный руководитель: старший преподаватель Д.Б.Жмуров Самарский государственный технический университет

6. Оптимальная организация вычислительных процессов: проектирование оптимальных программных комплексов Гроппен В.О., Гвритишвили П.П. Северо-Кавказский государственный технологический университет http://www.skgtu.ru/

7. “Мультимедийный учебник: что это?” М.Ю.Бухаркина, к.п.н.Руководитель проекта“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”.

8. Управление проектами при разработке электронных мультимедийных учебников Н.А.Шигина Пензенский технологический институт, Пенза.

9. "Использование технологии мультимедиа при разработке электронных учебников

для дистанционного обучения"

(http://www.vspu.ru/aanet/conferences/35nmk/sec31_6.html)

10. "Использование мультимедийного учебника как средства компьютерных технологий при обучении студентов" Алейников В. В., Алдушонков В.Н. (Брянский государственный педагогический университет имени академика И.Г.Петровского, http://ito.bitpro.ru/1999/II/5/5119.html)

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz